В. А. Туев,

доктор философских наук, профессор

 Иркутской государственной экономической академии

 

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

(к 121-й годовщине со дня рождения

И. В. Сталина)

Оценки его личности и деятельности противоположны, и это не случайно. Все, кому дороги интересы великой России и ее народа, боготворят его. Все, кто видит будущее страны не в ее самобытности, а в подчинении Западу, ненавидят его.

Когда-то И. Гете заметил, что верно оценить гениальную личность может лишь тот, кто сам гениален. О Сталине, каким он был в свои звездные часы, особенно в годы войны, писали очень многие: руководители антигитлеровской коалиции, соратники по политической деятельности, полководцы, ученые, писатели, художники… Пожалуй, наиболее впечатляю-щей представляется характеристика Сталина, данная У. Черчиллем в выступлении в палате общин английского парламента по случаю 80-летия со дня рождения нашего великого соотечественника:

«Большим счастьем для России было то, что в годы тяжелых испытаний ее возглавлял такой гений и непоколебимый полководец, как Иосиф Сталин.

Сталин был человеком необыкновенной энергии, эрудиции и несгибаемой воли, резким, жестким, беспощадным как в деле, так и в беседе, которому даже я, воспитанный в британском парламенте, не мог ничего противопоставить.

Сталин обладал большим чувством юмора и сарказма, а также способностью точно выражать свои мысли. Статьи и речи Сталин всегда писал сам, и в них звучала исполинская сила.

Сталин производил на нас неизгладимое впечатление. Его влияние на людей было неотразимо. Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам.

Он обладал глубокой мудростью и чуждой всякой паники логикой. Сталин был непревзойденным мастером находить в трудные минуты пути выхода из самого безвыходного положения.

В самые трагические моменты, как и в дни торжеств, Сталин был одинаково сдержан, никогда не поддавался иллюзиям. Он был необычайно сложной личностью.

Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором. Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием.

Нет, что бы ни говорили о Сталине, таких история и народ не забывают».

После того, как победоносно закончилась война, в которой решалась историческая судьба не только России, но и многих других народов планеты, Сталин был вознесен на вершину мировой славы. Не было в мире личности, равной ему по авторитету, известности, по вселенской мере благодарности и восхищения. Что же касается Советского Союза, то здесь Сталин стал предметом всеобщего поклонения и любви, нередко – предметом обожествления.

Самые любимые народом поэты писали о нем прекрасные стихи и песни. Его именем называли все самое лучшее, самое надежное, достойное и великое. Одна из высочайших гор на Памире называлась Пик Сталина. Его имя носило множество городов. Им называли едва ли не все почины и свершения. Сталинскими вошли в историю пятилетки. Сталинской называлась Конституция СССР. Сталинскими были победоносные удары Советской Армии по врагу. Летчиков называли «сталинскими соколами». Сталинскими именовались обильные колхозные урожаи. Лучший трактор той поры получил имя «Сталинец». Даже высокопрочное закаленное стекло было названо «сталинитом». Новорожденных девочек нередко называли именем Сталина (с ударением на «и»). Всего не перечислить.

 Рассказывают, что предлагалось даже переименовать Москву в город Сталин. Вождь резко отверг это предложение. «Москва – это исконное, всем народом любимое название, и менять его было бы непозволительной глупостью», – сказал он.

Летом 1947 года Джон Стейнбек, в то время – восходящая звезда американской литературы, а в будущем – один из крупнейших писателей ХХ века, совершил путешествие по Советскому Союзу. В сопровождении фоторепортера он побывал в Москве, Сталинграде, на Украине, в Грузии. Его очень интересовало отношение русского народа к своему вождю. Итогом поездки стала книга-репортаж «Русский дневник». Свидетельства писателя особенно интересны как «взгляд со стороны». Он отмечает, что всюду – в общественных зданиях, в школах, в парках он встречал портреты Сталина, его гипсовые или бронзовые статуи и бюсты, в магазинах продаются миллионы и миллионы его изображений, и в каждом доме есть по крайней мере один его портрет.

«Во всей истории, – писал Д. Стейнбек, – нет человека, которого бы так почитали при жизни. В этом отношении можно вспомнить разве что Цезаря, но мы сомневаемся, имел ли Цезарь при жизни такой престиж, поклонение и богоподобную власть над народом, какой обладает Сталин. То, что говорит Сталин, является для народа истиной, даже если это противоречит естественному закону. Его родина уже превратилась в место паломничества. Люди, посещавшие музей, пока мы там были, переговаривались шепотом и ходили на цыпочках. В тот день ответственной по музею была очень хорошенькая молодая девушка, и после прочитанной лекции она пошла в сад, срезала розы и преподнесла каждому из нас по бутону. Все тщательно спрятали цветы, чтобы сберечь их как сокровище в память о святом месте. Нет, во всей истории мы не знаем ничего, что можно было бы с этим сравнить».

Иногда утверждают, что людей едва ли не принуждали поклоняться Сталину. Что ж, вот один факт, довольно красноречиво говорящий о другом. В. Н. Любезный из Брянска, сын Героя Советского Союза рассказывает, что мальчишкой своими глазами видел, как в 1943 году у деревни Обжи на Брянщине с криком «За Родину! За Сталина!» сам взорвал себя гранатой наш партизан, окруженный немцами. Такое отношение к нему, особенно ярко проявившееся на фронте, свято сохранялось, как видно из предыдущего, и в условиях оккупации: народ и под властью захватчиков по-прежнему верил ему и преклонялся перед ним. Весь народ – от безвестного партизана до ставшей народной героиней юной красавицы Зои Космодемьянской, которая взошла на свою Голгофу и приняла смерть со словами: «Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!»

Да, это был культ… Но этот культ возник не на пустом месте. Ныне широко известна саркастическая ирония М. А. Шолохова по адресу его ниспровергателей: «Да, был культ. Но – была и личность!».

Оценки его как полководца, политического деятеля, хозяйственного организатора, дипломата позволяют утверждать, что ему были присущи такие выдающиеся качества личности, как глубина интеллекта, твердость характера, поистине стальная воля, целеустремленность, внутренняя собранность, решительность в сочетании с осторожностью и взвешенностью подхода к судьбоносным решениям. В сущности, он обладал полным набором тех личностных свойств, которые необходимы человеку для того, чтобы достигнуть впечатляющих результатов в чрезвычайно разносторонних направлениях деятельности. Это подтверждается многими и многими оценками, принадлежащими как его ближайшим соратникам, так и мыслителям разных народов и времен – от эпохи, в которую он действовал, до наших дней. Реже обращается внимание на те особые черты личности, которые сделали его народным вождем и любимым отцом великой семьи народов по имени СССР.

Так, вполне оригинальным был ораторский талант Сталина. Будучи почти лишенной внешних эффектов, его речь производила впечатление, главным образом, своей логичностью и «прозрачностью» композиции. Но он был мастером и некоторых специфически ораторских приемов, рассчитанных на эмоции слушателей. Об этом пишет знаменитый художник Борис Ефимов. Автор немецкого учебника риторики М. Липперман ссылается на Сталина в качестве блестящего примера употребления такой синтаксической фигуры, как синекдоха. Его краткие, броские и емкие лозунги поднимали миллионы людей на великие дела в годы пятилеток, а в годы войны – на ратные подвиги. Народу импонировало и то, что Сталин в своих публичных выступлениях всячески подчеркивал уважение к простому человеку, подвергая едкой критике высокопоставленных бюрократов.

Сталину никто не писал речей и докладов, он писал их сам, у него был отчетливо свой, индивидуальный литературный стиль. Академик Варга как-то рассказывал на собрании сотрудников своего института, что по просьбе Сталина он подготовил для его доклада на XVII съезде партии материал о состоянии мировой экономики. Сталин, ознакомившись с материалом, позвонил академику, поблагодарил за материал, сказал, что использовал его в докладе. «Каково же было мое удивление, сказал Варга, когда, прочитав доклад, я увидел, что Сталин использовал только некоторые мои цифры и факты, а все остальное написал сам».

Но особенно показательны в этом отношении нравственные качества Сталина. Его моральное превосходство едва ли не над всеми нашими историческими деятелями послесталинской эпохи, а в особенности над политиками ельцинского десятилетия – безусловно. Сам Ельцин не взял на себя ответственность за решение хотя бы одной общественно значимой проблемы: когда требовалось принять серьезное политическое решение, он обычно оказывался не у дел. Его маниакальным стремлением было взобраться на вершину власти, а в дальнейшем – утвердиться там. Использовать же власть иначе, чем в корыстных целях, он был неспособен. Отсюда грандиозное строительство и отделка роскошных личных резиденций. Отсюда обогащение членов его семьи. Отсюда его самодурство и упоение властью как таковой: он бесконечно тасует колоду своих приближенных, заменяя одного бездарного политика другим. Все это он рассматривал как достойную плату за то, что он ставит свою подпись под бумагами, нужными его окружению.

В противоположность этому Сталин – олицетворение порядочности, бескорыстия, служения общим интересам народа. Его поступки мужественны и благородны. Они буквально пронизаны пренебрежением к земной суете и тяготеют к духовному, к возвышенному. Это поступки существа богоподобного и вместе с тем подлинно человеческие поступки. Когда враг стоял у стен Москвы, Сталину предлагали отправиться с полком кремлевской охраны в Куйбышев. Он, к той поре всесильный властитель державы, ответил: «Если будет нужно, я этот полк сам поведу в атаку…» Наверное, именно в таких личностях происходит наибольшее сближение человеческого и божественного… 

Кажется, П. Мериме заметил, что все покупается, кроме народной любви. Нет сомнения, что Сталин гордился этой любовью, понимая ее искренность. Надо полагать, что и в стихах, посвященных ему, и в песнях о нем, которые пели все, ему слышался именно «глас народа».

Наносил ли этот культ вред обществу и способствовал ли сам Сталин его утверждению? Интересный ответ на этот вопрос предлагает писатель Ю. В. Бондарев. В ответ на упреки собеседника в адрес Сталина, что он, дескать, знал, чувствовал, что его боялись, что ему кадили, но не развеивал, не разгонял фимиам, один из героев его знаменитых «Мгновений» говорит: «Не вполне так. Мне известно и другое. Буденный сделал надпись на фотографии, где изображены он, Буденный, и Сталин в годы гражданской войны: «Создателю Первой конной». Тогда Сталин усмехнулся и своей рукой приписал: «Действительному создателю Первой конной» – и вернул фотографию. Нет, лесть он чувствовал, конечно. Ему как умному человеку надо было лишь пожимать плечами, слыша восторженные крики, но как политик он уже сознательно не сдерживал почти религиозного поклонения себе. Для проведения своих идей ему нужен был непререкаемый авторитет в народе, укрепляющий его власть. И это помогло ему расправиться со своими политическими противниками. Серьезнейшими противниками, изощреннейшими во всех средствах борьбы».

Юрий Бондарев трижды прав в этой оценке, но следует добавить: лести со стороны своих соратников и подчиненных не терпел (это подтверждается многими свидетельствами), очевидно, потому, что не видел в ней ничего ценного, а скорее наоборот – считал ее препятствием для достижения высших политических целей. Что же касается народной любви к отцу большой семьи, то это – явление естественное, понятное и безусловно ценное. Кто, кроме «принципиальных» антисталинистов, будет всерьез утверждать, что такая любовь приносит вред? Говорят, что русским присуще стремление к поклонению богу, вождю, императору… Верно, но ведь и это явление имеет свое объяснение: какой еще народ, кроме российского, способен жить такой сплоченной, единой семьей, не взирая на национальные и прочие различия? А в семье всегда есть лицо, особо авторитетное и потому любимое. Таков и был Сталин – духовный отец народов, как бы ни иронизировали по этому поводу те, кто не понимает особенностей русской культуры и русской души, столь зримо явленных миру в форме советского жизнеустройства.

…Один из самых талантливых учеников Сталина, северокорейский лидер Ким Ир Сен сформулировал максиму своей политики: «Поклоняться народу, как богу». Чем должен ответить народ своему вождю за такое поклонение? Естественно, поклонением ему самому. В этом и состоит вся загадка «культа личности Сталина», такого непонятного и ненавистного врагам России и ее народа.

 

 

 

Терминатор: Городская еженедельная

общественно-политическая газета. –

Иркутск, 2000. – № 58

Hosted by uCoz