В. А. Туев,

доктор философских наук, профессор,

председатель общества лНаш Сталин╗

СТАЛИНИЗМ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА

На вопрос, кем же он был, этот человек, со дня смерти которого исполнилось без малого 50 лет, Ц философом, ученым, хозяйственником, политиком, военным, дипломатом, Ц пожалуй, невозможно ответить. На него, скорее всего, не нужно отвечать. Он был личностью по имени Сталин, и когда мы произносим это имя, всякие определения и уточнения уже излишни. Нет необходимости даже в упоминании собственного (не фамильного) имени, Ц и без него никто не подумает, что речь идет о каком-либо другом Сталине, ибо Сталин того космического масштаба, который не требует никаких определений, даже имени, был и будет единственным на все времена. Точно так же, к примеру, называя историческую личность Петром, мы можем иметь в виду только Петра Великого и никакого другого, ибо всякий другой Петр лтребует╗ уже уточнения Ц какой именно.

Нет сомнения в том, что его талант был многогранным, едва ли не универсальным. В молодости он был поэтом, потом стал теоретиком Ц философом, экономистом, историком... Когда наступает эпоха социальных потрясений, он осваивает роль профессионального революционера. Появляется возможность воссоздания российской семьи народов Ц он строит новое многонациональное государство. Надо отстаивать идею русского коммунизма Ц он становится партийным идеологом, публицистом, трибуном. Встает задача превращения России в индустриальную державу Ц он выдвигает дерзновенную экономическую программу и руководит хозяйством страны. Вспыхивает грозовое зарево вселенского пожара Ц он действует как военный стратег. Приходит время утверждать за столом переговоров победы, достигнутые на полях сражений, Ц он принимает на себя обязанности дипломата. И везде Ц неукротимая воля к достижению цели и стальная твердость характера, везде Ц высший уровень интеллекта и творческой проницательности, везде Ц гениальность.

Сказанного достаточно, чтобы заключить, что наследие Сталина поистине необъятно и масштабно по своей исторической значимости. Это прежде всего его реальный практический вклад в развитие исторических событий. Благодаря его титанической деятельности ХХ век стал веком России: не было на земле другой такой державы, которая оказала бы столь мощное и долговременное воздействие на весь ход мировых событий. Экономическая, социально-политическая и военная стратегия Сталина была уникальной по содержанию, по направленности, по значимости для будущего. Она еще ждет своего осмысления: в силу сложившихся после его смерти обстоятельств она не смогла найти воплощение в делах потомков, что и явилось одной из главных причин гибели великого российского государства по имени Советский Союз.

Однако сегодня не менее важно освоить и тот пласт сталинского наследия, в котором были заложены и вызрели замысел и смысл всей его колоссальной по историческим результатам практической деятельности. Это оригинальная, никем до него не сформулированная теорема, находившаяся в фундаменте всех его практически-политические решений, которые, по оценке современного российского ученого и философа А. А. Зиновьева, всегда были оптимальными.

 Ныне имя Сталина стало знаменем едва ли не всех патриотических сил страны, независимо от их местоположения в спектре социальных предпочтений. Этот феномен сознания представляется удивительным и многозначительным. Что касается левого поля этого спектра, то здесь все более или менее понятно: коммунисты чтят Сталина как создателя великого социалистического государства рабочих и крестьян, возникшего вследствие Октябрьской революции 1917 года. Но имя и деяния Сталина высоко оцениваются и многими представителями национально ориентированной творческой интеллигенции, принадлежащей к правому полю идейно-политического спектра. Это обстоятельство выглядит уже несколько странным на фоне того, что представители этого патриотического крыла, особенно православные патриоты-монархисты выступают яростными критиками революции и возглавлявших ее большевиков. Сталин ведь был активным участником Октябрьской революции и никогда не подвергал сомнению ее благотворное влияние на судьбу России. Почему же его принимают за лсвоего╗? Об этом феномене стоит поразмыслить.

Верно, что в революции действовали различные общественные силы и политические движения, преследовавшие подчас противоположные цели, которые можно выразить такими формулами, как лреволюция для России╗ и лРоссия для революции╗. Последняя формула исповедовались троцкистским крылом большевистской партии. Это, несомненно, способствовало остроте классовых столкновений и увеличило число жертв. Это стало также и причиной последующих политических битв вокруг стратегии и тактики большевистской партии. Но не менее верно и то, что Октябрьская революция стала поистине народной революцией: на ее знаменах были написаны великие идеалы свободы, равенства, справедливости, и именно через их призму воспринимал ее трудовой люд, который и стал основной ее движущей силой. Если бы революция не приобрела народный характер, победа в гражданской войне против сил, поддерживаемых западным империализмом, была бы попросту невозможна.

Что же касается результатов, то мы хорошо знаем, что большевики сделали русский народ действительно свободным и образованным народом. Именно этим во многом объясняется тот духовный взлет, который пережила страна в советские годы. Именно в этом заключается объяснение того факта, что большевики сделали Россию лсупердержавой╗, какой она не была никогда. Именно в этом надо искать корни поистине всемирно-исторического влияния нашей революции на судьбы других народов: ее опыт не прошел даром для человечества, он изменил не только Россию, но и всю человеческую цивилизацию Ц как Восток, так и Запад. Однако, чтобы такой исторический результат стал реальностью, должны были совершиться грандиозная реформация и решительный поворот революционных преобразований в стране в 30-е годы. Эти преобразования идеологии и политики связаны с именем Сталина.

Он, как известно, по рождению был нерусским. Однако, воспитанник православной духовной семинарии, Иосиф Джугашвили с детских лет проникся энергетическими токами русской культуры и стал подлинно русским человеком Ц куда более русским, чем многие русские лпо крови╗. Тем не менее, было бы наивно думать, что Сталин с юных лет мыслил теми же категориями, как и в пору своей идейно-политической зрелости. Хорошо известно, что вопреки религиозно-духовному воспитанию он стал марксистом. И не случайно: марксизм был тогда самой передовой лсоциальной технологией╗, которая так необходима была все более отстававшей от Запада России. Опираясь на марксистскую стратегию, Сталин потом лподнимет Россию на дыбы╗, создаст передовые производственные технологии и сделает ее способной отразить гитлеровский лдранг нах остен╗. И в этом историческом процессе в мировоззрении Сталина происходит синтез марксизма с идеей русской державности. Возникает великая идея державы для народа.

Несомненно, что рождение этой идеи имело свои предпосылки. Мы знаем, что в бурях 1917-го Сталин проявил себя как талантливый организатор политической и военно-революционной работы. Конечно, таланты в среде революционеров не были редкостью. Однако в нем уже тогда было нечто, отличавшее его от большинства партийных руководителей. И оно проявилось сразу же, как только он волею случая стал едва ли не главной фигурой партийного съезда летом 1917 года. Он сделал заявление, которое прозвучало тогда пророчеством: лНе исключена возможность, что именно Россия явится страной, прокладывающей путь к социализму╗.

Тогда ведь никто не думал, что Россия первой будет строить социализм. Русской революции отводилась роль лпрорыва в слабом звене капиталистической системы╗. Почитайте статью В. И. Ленина лОчередные задачи Советской власти╗, написанную в 1918 году, и вы увидите там следующее: лМы сейчас самая передовая страна, потому что у нас передовой политический строй. Но это только до тех пор, пока пролетарские революции не произойдут в передовых странах Европы. Тогда мы снова окажемся страной, отсталой во всех отношениях, и двинемся вслед за европейскими странами по пути социализма╗.

Как видите, Ленин даже после революции не допускал мысли, что Россия пойдет каким-то особым путем, а не вслед за Европой. Сталин не только допускал, но и сделал эту идею основой всей своей политической деятельности. Все, что он делал потом в революции было отнюдь не конечной целью, а предпосылкой главного. Этим главным и стало превращение России в могучее, жизнестойкое государственное образование. Это хорошо видно сейчас, в ретроспективе, но, по-видимому, он и сам, будучи уже на вершине пирамиды государственной власти, представлял свою деятельность именно так: революция Ц плацдарм для создания великой державы, марксизм Ц идейный плацдарм для революции.

Когда говорят о том, что Сталин соединил социализм и патриотизм, то делают акцент на факте создания великой социалистической державы. Но следует подчеркнуть, что сталинский патриотизм Ц это не только державность как таковая, сталинский патриотизм Ц это прежде всего уважение к русской культуре в целом и к ее нравственным основаниям Ц в особенности. Оно-то и стало лрычагом╗ для создания великой державы. В годы войны и после нее Сталин нередко выступал как идеолог панславизма, уже никак не укладывающегося в рамки марксистской идеологии. Марксизм не акцентирует внимание исследователя детерминант исторического процесса на приоритете национальной культуры.

Сталин не был неким марксистским ортодоксом, а воспринимал марксистское учение в лцивилизационных координатах╗, через призму русской культуры и российской истории. Он видел в марксизме то ценное, что помогало России выполнить свою историческую миссию. Этим ценным были и революционная программа и идеал коммунистического общественного устройства. То и другое было изначально близко русскому духу, но надо было сделать титаническое усилие мысли и действия, чтобы соединить их Ц марксистскую идею и чаяния русского народа. Сталин сделал это, выдвинув идею создания народной державы.

Это был гигантский шаг вперед в понимании роли культурных факторов в развитии общества. Как известно, культура Ц это общественно-исторический опыт народа, явленный прежде всего в его языке, опыт, передаваемый из поколения в поколение. Сталин хорошо знал, что такое национальная культура, он много и лплотно╗ занимался теорией наций и национальных отношений. Он глубоко понимал, что перспективы российской истории невозможно трактовать только узко экономически: в России культура Ц первейшее дело, лпервее╗, нежели экономика. Опираясь на эти представления, он своей политикой придает социалистическому развитию страны традиционные формы, обусловленные культурными императивами. В результате социализм, построенный под руководством Сталина, оказался специфически русским явлением и, по-видимому, останется в исторической памяти как явление не только великое, но и неповторимое.

Сейчас, после крушения советского строя многие задаются вопросом: а надо ли было строить социализм и стремиться к осуществлению коммунистического идеала? Вот на Западе обходятся без всего этого и неплохо живутЕ Здесь, однако, все зависит от смысла, который вкладывается в понятие лхорошо жить╗. Если при этом имеется в виду обеспеченность материальными благами, предметами, создающими телесный комфорт, то да, на Западе неплохо живут. Но, как говорят, не хлебом единым жив человек, и, по Ф. М. Достоевскому, он скорее истребит себя, чем согласится на бессмысленную жизнь. А вот смысл жизни для западного человека Ц проблема. Смысл ведь присутствует только в жизни нравственной, в жизни, ориентированной на других, в стремлении обеспечить общественную справедливость.

Западная цивилизация по природе своей экспансивна и агрессивна, она всегда делала ставку на подчинение, завоевание, лвестернизацию╗ других. Справедливое же общество может восторжествовать только как справедливость для всех, во всем мире. Русские никогда не были экспансивными и агрессивными, они видели свое счастье во вселенской справедливости, и именно поэтому смогли создать великое многонациональное государство. Такой всечеловеческий идеал как раз и способен подвигнуть людей на великие деяния. Он, этот идеал есть основа сакраментальной лрусской идеи╗.

Сталин, осознав глубочайшее единство коммунистического идеала и нравственных императивов русской культуры, стал и великим народным вождем, и любимым отцом большой семьи народов, Ц а именно такой семьей был Советский Союз. Невозможно сомневаться в том, что только воссоздание этой семьи явится подлинным возрождением великой России.

 

 

 

Терминатор: Городская еженедельная

общественно-политическая газета. Ц

Иркутск, 2002. Ц № 8

Hosted by uCoz