В. А.
Туев,
доктор философских наук,
профессор
Иркутской государственной
экономической академии
ИЗБАВИ БОГ И НАС ОТ ЭТАКИХ
СУДЕЙ
В сборнике материалов
межвузовской научно-практической конференции лПроблемы философии, политологии,
истории и образования на рубеже тысячелетий╗ (Иркутск, 2001) помещена статья В.
Г. Томилова лВождь: социально-философский анализ политического феномена╗. Трудно
даже сказать, чего в ней больше, Ц дремучего невежества или патологического
злобствования. Того и другого Ц через край.
По-видимому, ненависть
автора к отечественной истории и культуре проявилась даже в элементарном
нежелании освоить русскую грамматику. К примеру, Ленина и Сталина он соединяет
накрепко (лЛенина/Сталина╗) и добавляет к ним Гитлера, а потом изрекает: лО двух
последних Ц большой корпус литературы, а о Ленине и Гитлере пока нет обобщающих
работ╗. Если тут Гитлер не последний, то о ком же, кроме Сталина, лбольшой
корпус литературы╗? Еще один перл: лОпасность тоталитарной катастрофы, исходящей
от тоталитарного вождя, одним из первых почувствовали Фридрих Ницше и Владимир
СоловьевЕ╗ Так что же от вождя лисходит╗ Ц катастрофа или опасность? И как это
они двое почувствовали лодним из первых╗? Ф. Ницше и В. Соловьев, пишет он,
лмыслили из глубин экзистенции╗. лМыслить из глубин╗, Ц разве не оригинально?
Добавим к этому довольно обычное для недоучек локазала значение╗ и заметим, что
над такими, как наш автор, шутят: лпадежов не знает╗.
Впрочем, если бы дело было
только в этомЕ Еще хуже, что автор явно путает тип с архетипом, тождество с
различием, сущность с явлением, личность с доктриной, а случайность с
лубийственной╗ закономерностью. Но при этом с ученым видом знатока берется
рассуждать о вещах, которые лтрудно поддаются пониманию╗. Почему-то дважды, с
помощью одной и той же фразы он объясняет причину своего непонимания (так ничего
и не объяснив) и точно так же дважды повторяет полюбившуюся ему фразу:
лЛенинско-гитлеровская идеология Ц это метафизический и политический бунт против
несправедливости╗. Как-то даже неудобно разъяснять автору, что идеология не
может быть бунтом Ц ни политическим, ни тем более Ц метафизическим. У нее другое
назначение.
Главное же в том, что статья
г-на Томилова Ц от начала до конца Ц
примитивна и глумлива. В ней форма выдается за содержание и на этом
зыбком основании утверждается единство ленинского коммунизма и гитлеровского
национал-социализма. Слово лтоталитаризм╗, которое (вместе с производными от
него) то в одном, то в другом из лпадежов╗ гуляет по всему тексту, Ц это
пустышка, изобретенная специально для таких смердяковствующих мыслителей, как
наш автор. Оно никак не выражает содержательную сторону обсуждаемого предмета и
характеризует лишь внешнюю форму общества, опирающегося на то или иное основание
своей целостности.
В качестве такого основания
может выступить руководящая идея (идеократическое общество), общественная
собственность на средства производства (социалистическое общество), деньги как
главный рычаг социального насилия (по А. А. Зиновьеву, общество лденежного
тоталитаризма╗) и т. д. При этом тип общества определяется именно этим
основанием Ц его характером, степенью его развития, Ц что и придает тому или
иному конкретному целостному обществу специфическое качество. Просто назвать
общество лтоталитарным╗, значит, не сказать, в сущности, ничего: сегодня оно
едва ли не в любой стране мира является таковым. Но кто ж усомнится в том, что
этот самый лтоталитаризм╗ пущен в оборот не по недомыслию: это словечко сделали
ругательным и подбросили ученым моськам, наклеившим его на нашу историю и резво
облаивающим великую и героическую ее эпоху.
Рассуждая, далее, об
устремленности Ленина и Гитлера к одному и тому же Ц некоей утопии, наш гигант
мысли снова попал пальцем в небо. Утопия Ц это, по современным представлениям,
форма осмысления будущего, близкая к социальному идеалу. То и другое есть не что
иное, как образ желаемого состояния общества, которое (состояние) не может быть
достигнуто в реальности. Но образ его выступает ориентиром, лмаяком╗,
направляющим усилия членов общества. Благодаря этим усилиям общество в той или
иной мере приближается к идеальному состоянию. У американского футуролога Г.
Кана несколько более лприземленным╗ аналогом утопии выступает
лсамооправдывающееся предсказание╗: если какая-то возможность общественного
развития выдвигается нами в качестве наиболее предпочтительной, то из всех
имеющихся возможностей реализуется именно она, а не какая-либо иная. Такова
непостижимая для г-на Томилова архитектоника общественного
процесса.
Другое дело, что утопия
утопии рознь, и нашему аналитику следовало бы эксплицировать прежде всего
содержание и направленность тех утопических идей, которые он берется оценивать.
Далеко не самое приятное занятие Ц разъяснять очевидное, но придется:
коммунистическая утопия, которой руководствовалось наше общество, содержит в
себе интенцию общего блага, а гитлеровская утопия лтысячелетнего рейха╗ основывалась на
идее расового превосходства и мирового господства немцев. Как говорят в Одессе,
это две больших разницы, г-н Томилов.
В тех же редких случаях,
когда наш философ говорит что-то более внятное, хочется воскликнуть вслед за
классиком: лИзбави бог и нас от этаких судей╗! К примеру, в его мозгу
планирование экономического развития расширяется до невероятных размеров
планирования всего и вся, которое охватывает, страшно сказать, лвсе сферы
общественной жизни╗. Такое планирование и в самом деле не нужно и по-видимому,
невозможно, но из контекста ясно, что автора не устраивает вовсе не такая
лтотальная╗ плановость, а та система планирования, которая существовала в
Советском Союзе. Ему неведомо, что без планирования экономики современное
общество погружается в бездну, Ц именно это, говоря его же словами, лсоциальная
практика XX века показала╗ едва ли не всем и каждому, кроме, конечно, его
самого.
Присущее новоявленному
софисту искусство жонглирования цитатами, пожалуй, вызовет у читателя даже некое
подобие уважения. Чтобы лдоказать╗ какую-либо из своих неизменно гнусноватых
мыслей, он закончит рассуждение, к примеру, цитатой из Н. А. Бердяева. Но,
уверяя мир в том, что революция была нужна только Ленину, он не вспомнит, что
тот же Н. А. Бердяев не сомневался в неизбежности этой революции. Шулерские
приемы для писателей-лдемократов╗ необходимы, как воздух, Ц иначе они просто
ничего не лдокажут╗. Разве что тождественность лтоталитарных лидеров ХХ века╗ Ц
путем сопоставления биографических фактов и политической символики. Но над
подобными приемами, как выражается одна моя знакомая, даже мухи хохочут.
По поводу лперсонификации
тоталитаризма╗ заметим, что всякая идея, способная увлечь массы,
персонифицируется в личности лидера и, как правило, Ц личности неординарной.
Непонятно только, зачем ограничиваться при этом именами Ленина, Сталина и
Гитлера, изо всех сил притискивая первых к последнему? Были же, кроме Гитлера, и
другие претенденты на мировое (или хотя бы общеевропейское) господство
(Чингисхан, Тамерлан, Карл XII, Наполеон), да и сегодня,
похоже, в подобной роли пробует себя некто Буш. Они все восторженно
воспринимались лсвоими╗ (как и ныне большинство американцев уже готовы
боготворить Буша) и были ненавидимы остальной частью человечества.
В свою очередь, список
борцов за идеалы всеобщей справедливости тоже не сводится к именам Ленина и
Сталина, а будет много длиннее Ц от Иисуса Христа и его апостолов до К. Маркса
на Западе и М. Ганди на Востоке. Только они, в отличие от фигурантов первого
списка, почитаемы, во всяком случае, уважаемы во всем мире. И на чистоте этого
факта, будьте уверены, никак не скажется пачкотня г-на Томилова. Она не повлияет
и на то, как человечество будет понимать листорический замысел и социальный итог
деятельности Ленина╗. А русские будут благодарны каждому, кто сумеет продолжить
так ненавистную автору лстарую российскую традицию
соборности╗.
Отметим в заключение, что
столь же лжива и омерзительна помещенная в этом же сборнике (!) еще одна статья
В. Г. Томилова лВласть и семья (историко-социологический анализ)╗. Там мы
найдем, в частности, шизофренический бред и о ста миллионах расстрелянных, и о
том, что Россия лпотерялась╗ в ХХ веке. Можно было бы спросить: лА то, что она
этот век создала, Ц не хотите, г-н Томилов?╗, Ц но не будем, Ц все равно он
этого никогда не признает, ибо для него честь и слава России, надо полагать,
страшнее даже величия Ленина и Сталина. Он поведал нам и о том, что в сталинскую
эпоху все лдолжны были стать секретными сотрудниками советского гестапо╗.
Опровергать эту галиматью, пожалуй, уже не имеет смысла: автор до предела
разоблачил свою пакостную суть в первой статье. Прискорбно однако, что вся эта
несусветная чушь выдается за науку Ц статьи-то опубликованы в научном сборникеЕ
Автор мазохистски преодолевает лсвое тоталитарное прошлое╗, но причем тут
читатель? Ц он ведь, чего доброго, может всерьез поверить бредням лученого╗
писателяЕ
Терминатор: Городская
еженедельная
общественно-политическая
газета. Ц
Иркутск, 2002. Ц №
15